Электронный учебник

§ 2. Что можно делать с информацией?

Как мы уже знаем, информация сама по себе нематериальна. Поэтому она может существовать только тогда, когда связана с каким-то объектом или средой, т. е. с носителем.

Материальный носитель — это объект или среда, которые могут содержать информацию.Изменения, происходящие с информацией (т. е. изменения свойств носителя), называются информационными процессами. Все эти процессы можно свести к двум основным:передача информации (данные передаются с одного носите­ля на другой); обработка информации (данные изменяются).

Часто информационными процессами называют также и мно­гие другие операции с информацией (например, копирование, удаление и др.), но они, в конечном счёте, сводятся к двум названным процессам.

Для хранения информации тоже используется какой-то носи­тель. Однако при этом никаких изменений не происходит, поэто­му хранение информации нельзя назвать процессом.

Передача информации

При передаче информации всегда есть два объекта — источ­ник и приёмник информации. Эти роли могут меняться, напри­мер во время диалога каждый из участников выступает то в роли источника, то в роли приёмника информации.

Информация проходит от источника к приёмнику через канал связи, в котором она должна быть связана с каким-то материаль­ным носителем (рис. 1.4). Для передачи информации свойства этого носителя должны изменяться со временем. Например, если включать и выключать лампочку, то можно передавать разную информацию, например, с помощью азбуки Морзе.

При разговоре людей носитель информации — это звуковые волны в воздухе. В компьютерах информация передаётся с по­мощью электрических сигналов или радиоволн (в беспроводных устройствах). Информация может передаваться с помощью света, лазерного луча, телефонной или почтовой связи, компьютерной сети и др.

Информация поступает по каналу связи в виде сигналов, ко­торые приёмник может обнаружить с помощью своих органов чувств {или датчиков) и «понять» (раскодировать).

Сигнал — это изменение свойств носителя, которое используется для передачи информации.

Примеры сигналов — это изменение частоты и громкости зву­ка, вспышки света, изменение напряжения на контактах и т. п.

Человек может принимать сигналы только с помощью своих органов чувств. Чтобы передавать и принимать информацию, на­пример, с помощью радиоволн, нужны вспомогательные устрой­ства: радиопередатчик, преобразующий звук в радиоволны, и радиоприёмник, выполняющий обратное преобразование. Они позволяют расширить возможности человека.

С помощью одного сигнала (одного изменения) невозможно передать много информации. Поэтому чаще всего используется не одиночный сигнал, а последовательность сигналов, которая на­зывается сообщением. Важно понимать, что сообщение — это только «оболочка» для передачи информации, а информация — это содержание сообщения. Приёмник должен сам «извлечь» (раскодировать) информацию из полученной последовательности сигналов. Можно принять сообщение, но не принять информа­цию, например, услышав речь на незнакомом языке или перехва­тив шифровку.

Одна и та же информация может быть передана с помощью сообщений, имеющих разные физические носители (например, че­рез устную речь, с помощью записки или с помощью флажного семафора, который используется на флоте) или с помощью раз­ных сообщений. В то же время одно и то же сообщение может не­сти разную информацию для разных приёмников. Так фраза «В Сантьяго идёт дождь», переданная в 1973 г. на военных радио­частотах, для сторонников генерала Пиночета послужила сигналом к началу государственного переворота в Чили.

К сожалению, в реальном канале связи всегда действуют по­мехи: посторонние звуки при разговоре, шумы радиоэфира, элек­трические и магнитные поля. Помехи могут полностью или час­тично искажать сообщение, вплоть до полной потери информации (например, телефонные разговоры при перегрузке сети).Чтобы содержание сообщения, искажённого помехами, можно было восстановить, оно должно быть избыточным, т. е. в нём должны быть «лишние» элементы, без которых смысл всё равно восстанавливается. Например, в сообщении «Влг впдт в Кспск мр» многие угадают фразу «Волга впадает в Каспийское море», из которой убрали все гласные. Этот пример говорит о том, что ес­тественные языки содержат много «лишнего», их избыточность оценивается в 60-80% (если удалить 60-80% текста, его смысл всё равно удаётся восстановить).

В курсе информатики мы будем рассматривать передачу ин­формации именно как передачу сообщений между компьютерны­ми системами, отвлекаясь от смысла сообщений.

Обработка информации

Обработка — это изменение информации: её формы или со­держания. Среди важнейших видов обработки можно назвать:

создание   новой   информации,   например   решение   задачи с помощью вычислений или логических рассуждений; кодирование — запись информации с помощью некоторой системы знаков для передачи и хранения; один из вариан­тов кодирования — шифрование, цель которого — скрыть смысл (содержание) информации от посторонних; поиск информации, например, в книге, в библиотечном ка­талоге, на схеме или в Интернете;

сортировка — расстановка элементов списка в заданном по­рядке,   например   расстановка   чисел   по   возрастанию   или убыванию, расстановка слов по алфавиту; задача сортиров­  облегчить поиск и анализ информации. Для  обработки   информации   человек   использует   в  первую очередь свой  мозг.  Нейроны (нервные  клетки) коры  головного мозга «переключаются» примерно 200 раз в секунду — значи­тельно медленнее, чем элементы памяти компьютеров. Однако человек   практически  безошибочно  отличает  собаку  от  кошки, а для компьютеров эта задача пока неразрешима. Дело, по-види­мому, в том, что мозг решает такие задачи не «в лоб», не путем сложных вычислений, а как-то иначе (как — пока никто до кон­ца не знает).

Компьютер позволяет «усилить» возможности человека в тех задачах обработки информации, решение которых требует дли­тельных расчётов по известным алгоритмам. Однако, в отличие от

Что можно делать с информацией? 
Хранение информации

Для хранения информации человек, прежде всего, использует свою память. Можно считать, что мозг — это одно из самых со­вершенных хранилищ информации, во многом превосходящее компьютерные средства.

К сожалению, человек многое забывает. Кроме того, необхо­димо передавать знания другим людям, в том числе и следующим поколениям. Поэтому в древности люди записывали информацию на камне, папирусе, берёсте, пергаменте, затем — на бумаге. В XX веке появились новые средства хранения информации: пер­фокарты и перфоленты, магнитные ленты и магнитные диски, оптические диски, флеш-память.

В любом случае информация хранится на каком-то носителе, который обладает «памятью», т. е. может находиться в разных состояниях, переходить из одного состояния в другое при ка­ком-то внешнем воздействии, и сохранять своё состояние.

При записи информации свойства носителя меняются: на бу­магу наносятся текст и рисунки; на магнитных дисках и лентах намагничиваются отдельные участки; на оптических дисках обра­зуются области, по-разному отражающие свет. При хранении эти свойства остаются неизменными, что позволяет потом читать (по­лучать) записанную информацию.

Отметим, что процессы записи и чтения — это процессы пере­дачи информации.

Вопросы и задания

  1. Кто (что) может быть источником (приёмником) информации? При­
    ведите примеры.
    2. Что такое сообщение? 
  2. Приведите примеры, когда приём сообщения не означает приём ин­
    формации.
  3. Приведите примеры, когда одна и та же информация может быть пе­
    редана с помощью разных сообщений.
  4. Приведите примеры, когда одно и то же сообщение несёт разную ин­
    формацию для разных людей.
  5. Расскажите, как помехи влияют на передачу информации. Приведи­
    те примеры.
  6. Что такое избыточность? Почему она полезна при передаче информа­
    ции?
  7. Представьте,   что   придумали   язык,   в   котором   нет   избыточности.
    В чём будет его недостаток?
  8. В каком из перечисленных выше языков наиболее важна помехоус­тойчивость? За счёт чего она достигается?
  9. Какие виды обработки информации вы знаете?
  10. При каких видах обработки информации меняется её содержание?
  11. При каких видах обработки информации меняется только форма её представления?
  12. К какому виду обработки можно отнести шифрование? Почему?
  13. Работники удалённой метеостанции каждые 3 часа измеряют темпе­ратуру и влажность воздуха и передают данные по рации в район­ный метеоцентр. Там эти данные сводят в таблицу и отправляют по
    электронной почте в Гидрометцентр,  где мощные компьютеры со­ставляют прогноз погоды. Выделите здесь процессы, связанные с об­работкой и передачей информации.
  14. Ученик нашёл в старой книге сведения о населении Москвы
    в XIX веке, составил таблицу по этом данным, построил диаграмму
    и сделал доклад на школьной конференции. Выделите здесь процес­сы, связанные с обработкой и передачей информации.
  15. Зачем человек записывает информацию?
  16. В чём преимущества и недостатки человеческой памяти по сравне­нию с компьютерной?

Подготовьте сообщение

а)  «Компьютер и человек: кто сильнее?»

б)  «Носители информации: вчера, сегодня, завтра.


В главу

Block title

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0